ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ СВЯЗЫВАЮТ С КЛАСТЕРАМИ

Количество просмотров - 104

Опубликовано - 23.05.2017

ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ СВЯЗЫВАЮТ С КЛАСТЕРАМИ

Необходимость в диверсификации национальной экономики упирается в экономически обоснованный путь её дальнейшего развития. На сегодняшний день этим направлением вполне может стать концепция региональных кластеров. И если для Беларуси это всё в новинку, то в развитых странах Европы, Азии, Америки кластерные стратегии получили большое распространение в 90-х годах прошлого века.

И сегодня можно с уверенностью сказать: кластерную концепцию берут на вооружение недаром. Как показывает опыт Европы, внедрение кластерного подхода в экономические отношения в той или иной форме, выводит страну на новую ступень экономического развития. И там давно признали, что именно региональные кластеры функционируют лучше, чем соответствующие сектора в национальном масштабе.

Исследований на эту тему проводится множество и при желании можно найти довольно обширные систематизированные данные о развитии кластеров в различных государствах, где с этой целью созданы специализированные исследовательские центры.

Интерес экономистов к кластерным образованиям вполне закономерен: синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых и средних предприятий, действительно высокий.

Эффективность деятельности в результате интеграции возрастает. Так, выпускаемая кластерами продукция является конкурентоспособной во всем мире. Кластерные производства имеют стабильно более высокую рентабельность и более высокую производительность, чем аналогичные разрозненные предприятия. И, конечно, кластеры отличаются более высокими показателями занятости и более высоким уровнем дохода.

Таким образом, для ускорения инновационного развития экономики кластерная форма организации производства наиболее удобна. Региональные кластеры становятся точкой роста для малых и средних фирм, так как стимулируют их восприимчивость к новациям, конкурентоспособность, способность к привлечению инвестиций.

При этом подходы к формированию промышленных кластеров существенно различаются между собой. Существует модель кластера, при которой ядром такого совместного производства становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы (шведская модель). Или же основой интеграции предприятий являются населенные пункты, в которых расположены компании (итальянская модель). Последняя считается более гибкой, предполагающей лояльное сотрудничество предприятий любого масштаба.

 

КЛАСТЕРЫ: ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Несмотря на некоторую размытость понятия, на самом деле всё не так сложно.

Кластер: Для чего

Все, кто задумывался об объединении деятельности, должны понимать для чего. Основным критерием работы кластера является кластерный продукт.

Кластер: Условия

Компании, составляющие цепочку, ведущую к созданию продукта, находятся в функциональной зависимости друг от друга: поставка сырья, оборудования, комплектующих, производство, реализация, сервисные услуги и пр.

Кластер: Приоритеты

Кластерный продукт должен соответствовать следующим основным критериям: экспорт, развитие технологий, привлечения высококвалифицированных специалистов, привлечение инвестиций.

Кластер: Инновации

В кластерах разного вида вводятся разные типы инноваций. В большинстве кластеров компании проводят локальные инновации. То есть занимаются усовершенствованием уже существующих продуктов и разработкой новых. Локальные инновации сопровождаются более низким экономическим риском.

Радикальные инновационные процессы ведут к появлению абсолютно новых продуктов или способов их производства. Такие кластеры относятся к наукоемким, инновационные процессы в них направлены на генерацию технологий, которые несут в мир неизвестные ранее технологические изменения.

Кластер: Взаимоотношения

Самый распространенный тип взаимоотношений компаний внутри кластера — долгосрочные отношения, при которых фирмы неоднократно (на постоянной основе) вступают во взаимодействие между собой. В основу таких отношений положено доверие.

Другой распространенный тип — временные объединения, в которые компании вступают ради осуществления одного единственного проекта. Данный способ кооперации эффективен для создания наукоемкого продукта.

Фирмы в традиционных кластерах наиболее интенсивно сотрудничают с местными поставщиками услуг, в то время как фирмы в наукоемких кластерах ориентируются в большей степени на сотрудничество с научно-исследовательскими институтами.

Кластер: Порядок

Работа кластера представляет собой цепочку создания стоимости, которая включает в себя: снабжение, стратегию управления, опытно-конструкторские разработки, прикладные исследования, капитальное производство, сборочное производство, производство комплектующих, маркетинг и управление сбытом, оказание вспомогательных услуг.

Каждый участник кластера берет на себя выполнение той функции, в которой он наиболее компетентен.

Рождение и развитие кластеров – долгий процесс рыночной экономики, составляющий от десяти лет и более. Поэтому на данном этапе Проект Promo-Export предлагает виртуальную кластерную модель. Цель Проекта: выявление ресурсов наших частных компаний, открытость, которую можно выразить, изложив свои интересы и предложения, и установление партнерских отношений.

Как правило, малые и средние предприятия особенно зависят от местных условий, где предприниматели живут и работают. Они редко располагают ресурсами, достаточными для сотрудничества с широкой сетью партнеров. Их связи часто могут простираться на небольшие расстояния, сосредотачиваясь на своём регионе. Они часто опираются на знания и возможности ограниченного круга специалистов…

Проект Promo-Export – это взлетная полоса вашего бизнеса. Это уникальная возможность обеспечить ваш бизнес мощным средством продвижения своего производства, продажи товаров и услуг.

Теги

Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время